Федеральный закон разработан в соответствии с «дорожной картой» по повышению эффективности использования земель, утвержденной распоряжением Правительства РФ. Изменения предлагается внести в Земельный кодекс РФ и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Напомним, что в настоящее время термин «освоение земельного участка» упоминается в земельном и гражданском законодательстве, но его понятие не раскрыто. Сколько именно времени требуется на освоение и что подразумевается под освоением земельного участка, сегодня в законе не указано.

Федеральный закон решает эту многолетнюю проблему и дает разумный трехлетний срок для граждан, чтобы они подготовили земельный участок для будущего использования. Например, осушили его, убрали сорную растительность, создали правильный рельеф, протянули временные сети, снесли старые мешающие объекты. Перечень таких мероприятий будет определен Правительством Российской Федерации.

Отдельные положения законопроекта уточнены. В Земельном кодексе Российской Федерации будет определено, с какого момента правообладатели земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков обязаны приступить к их использованию – со дня приобретения прав на такие земельные участки. Если же необходимо подготовить земельный участок к использованию, провести мероприятия по его освоению, то такой срок отодвигается на три года.

Законопроект позволит также принимать меры в отношении заброшенных земельных участков на территориях садоводств и в границах населенных пунктов. Такие участки зарастают борщевиком, затрудняют деятельность садоводческих и огороднических товариществ.

«Беда с брошенными участками в СНТ, в том числе тех, что находятся на территории населенных пунктов, одна из самых наболевших проблем. Даже если человек захочет приобрести такой участок, в скором времени может об этом пожалеть: процедура по изъятию земли долгая и дорогая.

Одной из тормозящих причин являлось отсутствие понятия «освоение земельного участка», а также признаков неосвоенного участка в СНТ и в населенных пунктах. Сейчас этот пробел в законодательстве устранен, и это важный положительный фактор как для вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, так и для сохранения прав на землю.

Дело в том, что в Земельном кодексе есть алгоритм изъятия таких земель и есть сроки для изъятия – три года, если земля используются не по целевому назначению или не используется вообще. Но там же сказано, что срок освоения участка не входит в эти три года.

То есть сначала мы осваиваем землю, потом начинаем использовать ее в соответствии с видом разрешенного использования земли. В нашем случае — для ведения садоводства.

Получается, через три года, положенных на освоение, к нам претензий вообще предъявлять не будут, а уж потом земельный контроль может и проверить, освоен ли участок, по целевому назначению используется или нет.

Важно. Данный закон вносит обоснованное уточнение обязанности гражданина своевременно приступать к использованию своего земельного участка» — отметил председатель «Союза садоводов России», депутат Государственной Думы РФ Олег Дорианович Валенчук. «Задача данных норм — не наказание собственников или изъятие у них земельных участков, а именно их возвращение на свои земельные участки для обеспечения надлежащего использования. Законопроект фактически создает механизм воздействия на лиц, которые годами или даже десятилетиями не используют земельные участки. Кроме того, это защитит собственников земельных участков от произвольных оценок со стороны проверяющих, поскольку будет однозначно понятно, используется земельный участок или нет. На уровне акта Правительства РФ предлагается закрепить конкретные признаки неиспользования земельных участков в населенных пунктах, а также в садоводческих и огороднических товариществах. Аналогичное решение по землям сельскохозяйственного назначения было принято еще в 2020 году, что позволяет эффективно воздействовать на собственников таких земель и возвращать их в сельскохозяйственный оборот», — сказал статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Введение нового вида наказания или повышение штрафов законопроектом не предлагается. За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, садоводства, огородничества уже установлена административная ответственность статьей 8.8 КоАП РФ. Новые основания для изъятия земельных участков также не предусматриваются.

Об отмене торгов при предоставлении земельных участков льготникам

Совет Федерации рассмотрел и принял законопроект*, которым упрощается процедура предоставления земельных участков льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. В частности, они смогут получить земельные участки без проведения торгов как в собственность, в аренду, так и в безвозмездное пользование.

В настоящее время в статье 39.18 Земельного кодекса РФ закреплены особенности предоставления земельных участков для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В таких случаях обязательно публикуется извещение о предоставлении земельного участка и проводится аукцион.

В то же время, как сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, существуют положения о предоставлении земельных участков без торгов, которые неверно толкуются на практике. В результате аукционы ошибочно проводятся в случаях предоставления земельных участков в безвозмездное пользование, а также в аренду или собственность бесплатно, в том числе льготным категориям граждан, которые по закону имеют право на получение земельных участков без торгов. Как правило, это многодетные семьи, участники боевых действий, инвалиды и их семьи, молодые специалисты, представители конкретных профессий и др.

«Законопроектом предлагается дополнить статью 39.18 Земельного кодекса нормой о том, что положения указанной статьи не применяются в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, имеющее право на приобретение такого земельного участка в собственность или аренду без проведения торгов, в собственность бесплатно либо в безвозмездное пользование. Изменения позволят защитить права граждан, которым государство гарантирует в качестве меры социальной поддержки возможность приобретения земельных участков в льготном порядке», — сказал Алексей Бутовецкий.
Изначально законопроект предусматривал отмену процедуры торгов только в случае предоставления земельных участков льготным категориям граждан под ИЖС. Впоследствии он был доработан и также распространен на случаи получения участков в безвозмездное пользование, для садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Федеральный закон